В 90-е годы страна переживала демократический бум. Особенно сильно это отразилось на телевидении - оно вдруг наполнилось разнообразными передачами, от почти советских до ярких и провокативных. Сегодня Fishki хочет рассказать о судьбе ведущих, властвовавших на экране в то яркое время.
Что значит - жить под постоянной угрозой смерти? Откуда можно прийти в религию? И кто не краснеет в передачах про секс?
Юрий Николаев. «Страшно, но жить-то надо»
«Лицей», Ани Лорак, Валерия, Юлия Началова, Сергей Лазарев, «Тату», Алсу - всем этим известным исполнителям путевку на сцену дала «Утренняя звезда».
Культовая передача была неразрывно связана с личностью ведущего - Юрия Николаева - еще в СССР прославившегося другой знаковой программой, «Утренняя почта».
Организовывая же «Утреннюю звезды», Николаев с головой погрузился в новые капиталистические реалии:
«Под проект я взял огромный кредит в банке. Боялся, что не будет спонсоров, не будет рекламы. Потом, на съемках у меня участвовали 300 человек. А еще нужно разместить детей, возить их из гостиницы на площадку и обратно. Я в буквальном смысле ходил по краю».
«Утренняя звезда» просуществовала с 1991 по 2003 годы и исчезла с Первого канала, как считается, в угоду новой музыкальной передаче - «Фабрике звезд». Николаев рассказывает, что перемены в жизни воспринял непросто:
«Без работы, конечно, очень сложно. Но я переключился на спорт, на лыжи. В тот период я впервые сам поднял небо самолет. Мои друзья из Подольска меня и раньше приглашали: давай полетим с нами на аэродром.
Говорю: "Какой самолет? Мне "Аэрофлот" уже надоел". Дело в том, что я не могу терпеть эти ожидания рейсов… Но уговорили.
Приезжаем на аэродром в Мячково, садимся в ЯК-18. Взлетели. Делаем один круг, второй, и мой приятель говорит: «Теперь ты». Ну я взял штурвал. И вот ощущение, что эта железяка, самолет то есть, меня слушается - неповторимо. Это чувство полета и какой-то бескрайности…»
Безработица не продлилась долго. Однако в жизни телеведущего приключились намного более серьезные проблемы - у него обнаружили онкологическое заболевание:
«Это случилось лет одиннадцать-двенадцать назад (2004-2005 ). Через пять лет случился рецидив, потом еще один. В чем причина моего заболевания, я не знаю. Моя мама скончалась от рака, возможно, это наследственная предрасположенность. Мне нужно постоянно проверяться, и при малейшем подозрении опять начинать лечение. Это так и происходит. Да, мне страшно, но жить-то надо. Я хочу жить».
Николаев говорит, что не знает универсального рецепта справляться с подобными ситуациями - но лично для него это работа. Однако телеведущий однозначно говорит, что не хочет возобновлять проекты, принесшие ему всенародную славу:
«Предлагали возродить даже "Утреннюю почту"! Но я не вижу смысла. Как писал Геннадий Шпаликов:
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне».
Иван Демидов. От желтой прессы до православия
Вместе с размеренной «Утренней звездой» на Первом канале существовала и другая музыкальная передача - динамичная и вызывающая, для пущего драйва трансформировавшая обычное словосочетание «Музыкальное обозрение» в «МузОбоз».
Сейчас не все вспомнят, что за контент там производился - а ведь некоторые сюжеты могут остро смотреться и в сегодняшние пресыщенные времена.
Но если передачу четко помнят и не все, то ведущего Ивана Демидова узнают многие.
Этот яркий образ очень резко контрастирует с современным обликом Демидова - данное различие даже стало основой для своеобразного интернет-мема, символизирующего, что время идет, страсть уходит, никто не молодеет и т.д.
И действительно, жизнь нашего героя претерпела очень резкий поворот - один из пионеров «желтой» тележурналистики вдруг (по его собственным словам, в 33 года) стал ревностным христианином и основал самый настоящий православный телеканал, «Спас».
«Последнее десятилетие для телевидения было блестящим - столько всего было натворено... Мы накопили потенциал десятилетиями и просто рванули вперед: осваивали жанры, приемы, пиар-ходы... Но главная проблема - абсолютный разрыв между этикой и деньгами, - объяснял свою позицию Демидов, - Пытаясь устоять на расширяющихся краях этой пропасти - в очень неудобной позе, - мы и подошли к XXI веку. Я видел слишком много несчастных людей с огромными деньгами, которые ищут душу, и огромное количество людей с душой, которым не создают условия, чтобы они обогрели тех, кто с деньгами. Все говорят: вот мы сейчас все заработаем - и станем хорошими. Вот еще чуть-чуть - и сразу же начнем про душу... Нельзя дома быть любящим отцом, оберегающим своих детей от грязи, а на работе делать "жареные" передачи. Соединить края пропасти - единственный способ не угробить телевидение окончательно».
Стремление к организаторской деятельности в Демидове всегда было очень сильно - еще в 1990 он стал одним из создателей телекомпании ВИD, и деятельность ведущего всегда совмещал с продюсерской.
С 1994 по 2001 годы Демидов возглавлял телеканал ТВ-6
В дальнейшем стремление руководить привело Ивана в политику - в 2005 он стал членом партии «Единая Россия», а с мая 2012 по декабрь 2013 был заместителем министра культуры РФ по кинематографии.
23 мая 2014 Демидов попал в тяжелую автокатастрофу. На 38-м км Дмитровского шоссе автомобиль Toyota, на переднем пассажирском сиденье которого находился 50-летний политик, столкнулся с автомобилем Kia, вылетевшим на встречную полосу. Демидов получил травму головы, перелом правой руки и повреждение левого колена.
К счастью, пострадавшему удалось восстановиться - с 2015 года он возглавляет Фонд развития современного искусства.
Елена Ханга. Секс-пропагандист и диктатор в семье
Помимо передач про «секс, наркотики и рок-н-ролл», 90-е подарили отечественному зрителю и первую передачу конкретно про секс - стартовавшую в 1997 году «Про это». Экзотическая тема требовала экзотической ведущей - эту роль блестяще исполнила Елена Ханга.
В программе обсуждались многие запретные темы. Даже обыгрывалась раса ведущей, дочери советской ученой-африканистки и танзанийского политика - сейчас такое представить довольно сложно.
Елена с ностальгией вспоминает те времена:
«Когда-то передача "Про это" была чудом. Ничего подобного страна не видела. Это формат, которого не было нигде в мире, отечественный продукт.
"Принцип Домино" (ток-шоу, которое Ханга вела в паре с белыми ведущими с 2001 по 2006) тоже был чудом, потому что выходил в прямом эфире. Прямой эфир – это драйв. Разница между передачей в записи и в прямом эфире почти такая же колоссальная, как между театром и кино. В кино можно 50 раз переснять одну сцену, а театр существует только здесь и в эту секунду.
Сейчас подобные шоу в прямом эфире больше не выходят. Я на нашем телевидении не видела ни одного нового развлекательного ток-шоу в прямом эфире за последние 10 лет. Показывают либо перепевы старого, либо купленные западные форматы. Западные форматы тоже бывают удачными, например, тот же "Голос", "Минута славы", но это не наше чудо. Я не вижу на нашем телевидении чудес.
Время поменялось. 90-е годы были совсем другие. Одни говорят, что это были тяжелые годы, и, разумеется, с экономической точки зрения они правы. Но для телевидения это было время расцвета, оттепели, надежд. Сейчас время такое, что руководство канала ставит перед собой уже другие задачи».
О трансформации нашего телевидения подробнее читайте в статье От «Моей семьи» до Шурыгиной. Как изменились российские ток-шоу за 25 лет.
В 2006 году «ударная» телекарьера Ханги прервалась - но причиной этого она называет не изменившееся положение на рынке, а желание больше времени посвятить семье:
«Я поняла, что уже сделала все, что могла. Мне посчастливилось стать ведущей знаковых для своего времени передач. Новых интересных проектов мне не предлагали. Я видела стеклянный потолок, понимала, что чуда не произойдет, и решила: куда важнее не упустить время с ребенком. Вернуться в специальность можно всегда, а почитать с дочкой "Тома Сойера" и "Алису в стране чудес" – нет».
При этом к воспитанию Елена относится очень серьезно и может быть весьма жесткой:
«Я, все-таки, диктатор. Мой совет – сделайте так, чтобы у вашего ребенка не было ни одной свободной минуты, не было бы времени даже смотреть телевизор, чтобы ребенок не слонялся без дела. Как только наступает такое состояние, оно тут же заполняется дурью. Начинаются разные соблазны.
Почему так хорош спорт? (Дочь Елены занимается теннисом) Потому что ребенок вкладывался много лет, чтобы потом вот так все бросить, становится жалко потраченного времени, здоровья и соблазнить на всякие глупости будет не так просто. Тусить они все равно будут. Но есть разница в "тусить". Это надо делать тоже осознанно».
При этом. женщина не хочет быть «вечной наседкой» и морально готовится к взрослению дочери:
«Мне очень интересно быть рядом, и в этом я сейчас вижу смысл своей жизни. А потом – как пойдет. Вдруг она мне скажет: "Мама, ты мне так надоела, давай лучше по скайпу". Ну, по скайпу так по скайпу, тогда начну к мужу приставать».
Читайте также:
Спела хит и пропала. Что стало с забытыми звездами 90-х. Часть 1
Любовь Курниковой и скандалы Сафина. Судьбы легендарных теннисистов России
- Китайский геймер собрал "пушку" для полного погружения в игру
- «Он здесь!»: на видео попала бесценная реакция пса на появление старого друга
- Литовский медведь попытался проникнуть в Беларусь, но не смог
- Пьяная женщина избила флориста из-за плохого букета, который подарил ей муж
- С юмором о даче