795
5
Каждый раз, посещая Эрмитаж, я удивляюсь тому, как исподволь меняется, наполняется новым содержанием экспозиция. Все чаще и чаще появляются в ней стенды, рассказывающие о свершениях русских императоров, их ближних и дальних родственников, приближенной к трону аристократии. Перестав быть музеем искусства и истории, Эрмитаж (как, впрочем, и многие другие аналогичные объекты по всей стране), словно стремится вновь стать Зимним Дворцом — царской резиденцией.
Меняется и публика. Все чаще слышу голоса, обсуждающие, сколько могла бы сегодня стоить та или иная драгоценность, сервиз, статуэтка, этажерка, во что обошелся бы дубовый паркет. В роскошные покои хлынула река возродившегося мещанства, с одинаковым интересом изучающего и царскую перину, и новый диван из Икеа.
В Эрмитаж, в Петергоф, в крымскую Ливадию едут не для того, чтобы уловить дыхание великих событий, изменивших судьбу человечества, а чтобы вообразить себя на месте прежних господ. Подсмотреть, восхититься, позавидовать. Как жили? На чем спали? Чем ели? Сколько слуг? Как устроены вентиляция и отопление?
Под потолком вновь расселись золотые двуглавые орлы. А чья-то невидимая рука расставляет подсказки, напоминания. Вот, перегородив коридор, галерею императорских портретов замыкает Николай Второй, в полный рост, в парадном мундире. Стенд по соседству рассказывает о “варварском разгроме”, учиненном в комнатах Александры Федоровны 25 октября 1917-го года:
— “Ожесточение с особенной наглядностью проявилось в беспощадном истреблении всех изображений Царской семьи (именно так — с большой буквы). В библиотеке, служившей кабинетом А.Ф.Керенского, взломан книжный шкаф; в кабинете разбросаны изорванные гравюры и фотографии, письменный стол вскрыт и сдвинут с основных тумб, кожаная обивка на мебели снята”.
Кто же учинил разром? Кто надругался над этим великолепием? Нет ответа.
Само слово Революция почти под запретом. Фигура умолчания. Музей, весь город, да и вся страна теперь — территория реставрации, реакции. Отъевшимся пузом торговый город Санкт-Петербург вытесняет последние воспоминания о Ленинграде. Подобно бетону схватывается и застывает новая мифология. Будто и не стреляла никогда Аврора, не размахивал наганом матрос Железняк, не мерз караул перед Смольным. Октябрь? Историческая ошибка. Не вспоминайте. Какие-то неведомые, сатанинские, черные силы ворвались в Зимний, чтобы осквернив его сияющие залы, на 70 лет погрузить всю страну в воронку ужаса и страданий, а потом навсегда исчезнуть.
В Эрмитаж, в Петергоф, в крымскую Ливадию едут не для того, чтобы уловить дыхание великих событий, изменивших судьбу человечества, а чтобы вообразить себя на месте прежних господ. Подсмотреть, восхититься, позавидовать. Как жили? На чем спали? Чем ели? Сколько слуг? Как устроены вентиляция и отопление?
Под потолком вновь расселись золотые двуглавые орлы. А чья-то невидимая рука расставляет подсказки, напоминания. Вот, перегородив коридор, галерею императорских портретов замыкает Николай Второй, в полный рост, в парадном мундире. Стенд по соседству рассказывает о “варварском разгроме”, учиненном в комнатах Александры Федоровны 25 октября 1917-го года:
— “Ожесточение с особенной наглядностью проявилось в беспощадном истреблении всех изображений Царской семьи (именно так — с большой буквы). В библиотеке, служившей кабинетом А.Ф.Керенского, взломан книжный шкаф; в кабинете разбросаны изорванные гравюры и фотографии, письменный стол вскрыт и сдвинут с основных тумб, кожаная обивка на мебели снята”.
Кто же учинил разром? Кто надругался над этим великолепием? Нет ответа.
Само слово Революция почти под запретом. Фигура умолчания. Музей, весь город, да и вся страна теперь — территория реставрации, реакции. Отъевшимся пузом торговый город Санкт-Петербург вытесняет последние воспоминания о Ленинграде. Подобно бетону схватывается и застывает новая мифология. Будто и не стреляла никогда Аврора, не размахивал наганом матрос Железняк, не мерз караул перед Смольным. Октябрь? Историческая ошибка. Не вспоминайте. Какие-то неведомые, сатанинские, черные силы ворвались в Зимний, чтобы осквернив его сияющие залы, на 70 лет погрузить всю страну в воронку ужаса и страданий, а потом навсегда исчезнуть.
×
На ограде перед Спасом на Крови скрупулезно перечислены достижения Александра Освободителя.
— Выдающийся государственный деятель.
— Реформатор и демократ.
— Гуманист и просветитель.
Поступок народовольцев в таком контексте должен восприниматься как еще одно проявление безумия — в самом деле, за что же можно было поднять руку на столь кроткого и заботливого государя? Смирение, терпение, покорность — вот самые трендовые слова. Бунт же — всегда удел взбесившейся черни.
Бесы! Любимым автором эпохи Реакции становится Достоевский. Он невероятно удобен, практичен, как огнетушитель. Бесовщиной клеймят любую попытку оспорить несправедливость, поднять голос против обрюзгшей и самодовольной стабильности. Никто не вспомнит, что и сам Федор Михайлович по молодости отстоял свои десять минут у расстрельного столба. Как и во времена Верховенского с Раскольниковым, словом Революция опять пугают детей.
— Выдающийся государственный деятель.
— Реформатор и демократ.
— Гуманист и просветитель.
Поступок народовольцев в таком контексте должен восприниматься как еще одно проявление безумия — в самом деле, за что же можно было поднять руку на столь кроткого и заботливого государя? Смирение, терпение, покорность — вот самые трендовые слова. Бунт же — всегда удел взбесившейся черни.
Бесы! Любимым автором эпохи Реакции становится Достоевский. Он невероятно удобен, практичен, как огнетушитель. Бесовщиной клеймят любую попытку оспорить несправедливость, поднять голос против обрюзгшей и самодовольной стабильности. Никто не вспомнит, что и сам Федор Михайлович по молодости отстоял свои десять минут у расстрельного столба. Как и во времена Верховенского с Раскольниковым, словом Революция опять пугают детей.
В музейной квартире Пушкина я нахожу описание страшных, трагических подробностей казни декабристов. Веревка оборвалась, провалились под помост. Раздробленные кости, сломанные позвонки. Придя в себя, Кондратий Рылеев бросает наблюдавшему за экзекуцией Бенкендорфу:
— Что, генерал, Вы видно приехали посмотреть, как мы умираем? Обрадуйте своего Государя, что его желание исполнено – мы умираем в мучениях! Но я счастлив, что второй раз умираю за Отечество!
О чем думал в эти минуты бесстрашный и безжалостный Бенкендорф, бравый вояка, не щадивший жизни за веру и государя, создатель прообраза сегодняшней тайной полиции? Понимал ли, как трагически не совпадают два этих Отечества — его, Бенкендорфа, казённое отечество и казНенное отечество Рылеева? Видел ли в гаснущих глазах черную пропасть Ганиной ямы? Чувствовал ли, как во время прогулки на Воробьевых горах даёт присягу революции разбуженный декабристами тринадцатилетний Герцен?
— Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Эти строчки из рылеевского стихотворения “Иван Сусанин” декламирует юная Зоя Космодемьянская в фильме 1944-го года. Мы знаем, что, попав в плен, патризанка назвала себя Таней. Мало кто помнит, кто такая Таня. Неудобно вспоминать. В новую мифологию Таня не вписывается. 7 ноября 1918-го года двадцатилетнюю революционерку, большевичку Татьяну Соломаху белогвардейцы четвертовали — отрубили руки, ноги, голову. Перед смертью Таня успеет выкрикнуть:
— Наша кровь не пройдёт даром… Советскую власть не убить!
— Я не одна, нас двести миллионов, всех не перевешаете. Мне не страшно умирать, товарищи. Это счастье — умереть за свой народ… Прощайте, боритесь, не бойтесь! С нами Сталин! Сталин придёт!..
— Что, генерал, Вы видно приехали посмотреть, как мы умираем? Обрадуйте своего Государя, что его желание исполнено – мы умираем в мучениях! Но я счастлив, что второй раз умираю за Отечество!
О чем думал в эти минуты бесстрашный и безжалостный Бенкендорф, бравый вояка, не щадивший жизни за веру и государя, создатель прообраза сегодняшней тайной полиции? Понимал ли, как трагически не совпадают два этих Отечества — его, Бенкендорфа, казённое отечество и казНенное отечество Рылеева? Видел ли в гаснущих глазах черную пропасть Ганиной ямы? Чувствовал ли, как во время прогулки на Воробьевых горах даёт присягу революции разбуженный декабристами тринадцатилетний Герцен?
— Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Эти строчки из рылеевского стихотворения “Иван Сусанин” декламирует юная Зоя Космодемьянская в фильме 1944-го года. Мы знаем, что, попав в плен, патризанка назвала себя Таней. Мало кто помнит, кто такая Таня. Неудобно вспоминать. В новую мифологию Таня не вписывается. 7 ноября 1918-го года двадцатилетнюю революционерку, большевичку Татьяну Соломаху белогвардейцы четвертовали — отрубили руки, ноги, голову. Перед смертью Таня успеет выкрикнуть:
— Наша кровь не пройдёт даром… Советскую власть не убить!
— Я не одна, нас двести миллионов, всех не перевешаете. Мне не страшно умирать, товарищи. Это счастье — умереть за свой народ… Прощайте, боритесь, не бойтесь! С нами Сталин! Сталин придёт!..
Так попрощается Зоя. Каждый год я приезжаю в музей в деревне Петрищево и смотрю на листовку немецкой комендатуры, сочиненную кем-то из коллаборационистов. Ровный почерк, старорежимные обороты выдают в составителе человека хорошего образования. Судя по всему, в 1941-м году он вернулся в Петрищево вместе с немцами, чтобы очистить свое отечество от бесовщины и... революции.
— За хранение оружия, военнаго, а также охотничьяго, амуниции всякого рода и радиоаппаратов — подлежат расстрелу. Поддержка и помощь партизанам будет наказываться виселицей.
Проезд к Петрищево сегодня подсказывают черные орлы Российского Военно-исторического общества. На бревенчатом музее ещё висит комсомольский значок с профилем Ленина, но рядом гастарбайтеры уже возводят замену – большой и современный мемориальный комплекс. На проекте комплекса комсомольского значка нет.
Когда-то здесь процветал названный в честь Зои совхоз-миллионник. На плацу перед памятником Космодемьянской местных школьников принимали в пионеры. Не осталось ни пионеров, ни совхоза. Ничего, кроме дач и закрытого спа-поместья для столичного бомонда.
На съемной петербургской квартире я нахожу собрание сочинений Ленина, а рядом — “Историю царской тюрьмы” М.Гернета. Переключаюсь с книги на книгу, и, кажется, вновь понимаю, откуда пришел этот вихрь, поставивший Россию на дыбы:
— Кнут и шпицрутены соперничали между собой на улицах российских городов. При Павле и Николае I шпицрутены, по-видимому, брали верх над кнутом. Для примера — несколько цифр из истории холерного бунта в Нижегородской губернии. К розгам было приговорено 150 человек, которые в общей сложности получили 44 750 ударов. К наказанию шпицрутенами было приговорено 1599 человек, которые в общей сложности получили 2 770 000 ударов. К наказанию кнутом было приговорено 89 человек, которые в общей сложности получили 2346 ударов.
Только с 1800-го по 1861-й год в границах Российской империи зафиксировано больше полутора тысяч крестьянских восстаний. Кнут и шпицрутены, шпицрутены и кнут. Слышен ли их свист тем, кто любуется на лакированные портреты венценосных особ? Вспоминаются ли некрасовские строки?
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
— За хранение оружия, военнаго, а также охотничьяго, амуниции всякого рода и радиоаппаратов — подлежат расстрелу. Поддержка и помощь партизанам будет наказываться виселицей.
Проезд к Петрищево сегодня подсказывают черные орлы Российского Военно-исторического общества. На бревенчатом музее ещё висит комсомольский значок с профилем Ленина, но рядом гастарбайтеры уже возводят замену – большой и современный мемориальный комплекс. На проекте комплекса комсомольского значка нет.
Когда-то здесь процветал названный в честь Зои совхоз-миллионник. На плацу перед памятником Космодемьянской местных школьников принимали в пионеры. Не осталось ни пионеров, ни совхоза. Ничего, кроме дач и закрытого спа-поместья для столичного бомонда.
На съемной петербургской квартире я нахожу собрание сочинений Ленина, а рядом — “Историю царской тюрьмы” М.Гернета. Переключаюсь с книги на книгу, и, кажется, вновь понимаю, откуда пришел этот вихрь, поставивший Россию на дыбы:
— Кнут и шпицрутены соперничали между собой на улицах российских городов. При Павле и Николае I шпицрутены, по-видимому, брали верх над кнутом. Для примера — несколько цифр из истории холерного бунта в Нижегородской губернии. К розгам было приговорено 150 человек, которые в общей сложности получили 44 750 ударов. К наказанию шпицрутенами было приговорено 1599 человек, которые в общей сложности получили 2 770 000 ударов. К наказанию кнутом было приговорено 89 человек, которые в общей сложности получили 2346 ударов.
Только с 1800-го по 1861-й год в границах Российской империи зафиксировано больше полутора тысяч крестьянских восстаний. Кнут и шпицрутены, шпицрутены и кнут. Слышен ли их свист тем, кто любуется на лакированные портреты венценосных особ? Вспоминаются ли некрасовские строки?
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
На другой странице Гернет описывает казнь Пугачева, его последние слова:
— «Прости, народ православный, отпусти мне, в чем я согрубил перед тобою; прости, народ православный». При этих словах по данному знаку чиновника палачи бросились стаскивать с Пугачева белый бараний тулуп и раздирать рукава его шелкового малинового полукафтана. Пугачев был опрокинут навзничь, голова его была быстро отрублена и воткнута на металлическую спицу над колесом на столбе. Отрубание рук и ног было произведено уже у трупа.”
Так хитрая Екатерина, состоявшая в переписке с Вольтером, постаралась сократить страдания бунтовщика и спасти репутацию на либеральном Западе. И после смерти Пугачева страх перед бациллой революции больше чем на столетие останется в просторных залах Эрмитажа. Для недопущения революций и удержания черни в узде австрийская, прусская и русская монархии создадут Священный Союз. Но как обручи не удержат порох внутри бочки, так штыки и виселицы не в состоянии сдержать натиска истории.
На баррикадах Парижа молодые европейцы Маркс и Энгельс уже чувствуют, уже изучают, уже математически доказывают эту всесильную диалектику противоречий. Как времена года сменяют друг друга, как сменяют друг друга рождение и смерть, так неизбежно чередуются революция и реакция, пламень и лёд, прогресс и стагнация. Их не бывает друг без друга, они связаны неотменяемой логикой бытия. В зареве войн и восстаний 19-го века проступят очертания неотвратимых событий. С победой торговца и промышленника над средневековым феодалом новая формация — капитализм — оплодотворит одряхлевшую Европу, заставит её содрогаться от грохота паровых двигателей и жара мартеновских печей. Спустя полвека тяжелая беременность разрешится катастрофой Первой мировой войны.
Верден и Галиция, хлор и иприт, испанка и тиф. Всю мощь своего интеллекта, все свои разросшиеся, колоссальные производительные силы человечество бросит на... самоуничтожение. Капитализм отныне — империализм. Механизированное убийство во имя грабежа и наживы. Смерть впервые превратится в конвейер, проглатывающий самых слабых, самых беззащитных, самых бедных и бесправных.
— Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..
Напишет через год после начала войны молодой Маяковский. Но смерть не всесильна. И совсем скоро, в газетных судорогах зимы 1917-го года, неприметный русский политэмигрант с большой плешью, наблюдающий за войной из Цюриха, почувствует пульсацию новой жизни. Отринув швейцарский покой, он бросится в голодный, митингующий Петроград, увлечет за собой в водоворот событий тысячи таких же отчаянных, разбуженных Герценом, закаленных борьбой, ссылками и каторгой. Не засланных кайзеровским Генштабом инородцев, а кипящую народную лаву, столетиями копившую жар негодования и гнева. В самом начале войны Ленин пишет работу “О национальной гордости великороссов”:
— Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика. Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое и свое рабское настоящее, когда те же помещики, споспешествуемые капиталистами, ведут нас на войну. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство, такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.
Да, когда разъяренный, нищий, оборванный человек ворвется в Зимний Дворец, сперва он устроит погром в царском будуаре. Но тот же самый человек превратит эти залы в бесплатный Государственный музей, доступный каждому ребенку. Об этом уже 30 октября 1917-го года объявит нарком просвещения Луначарский. Через два года, в разгар гражданской войны, большевики откроют в Эрмитаже первые выставки об истории древнего Египта. Накопленная в народе вековая жажда знаний, развития, лучшей жизни — вот что обеспечило триумф русской Революции. Из гнилой и кровавой дыры, из бездны бесправия и гнета коммунисты поманили людей в будущее, к свету, к творчеству и созиданию. И народ поверил. И народ поднялся. Встал и пошел.
В тифозном бреду зимы 18-го года человек мог различить Чкалова и Водопьянова, Челюскина и Мухину, Островского и Гайдара, Мичурина и Гагарина. Вот что позволило Революции отразить натиск интервентских армий. Вот что позволило ей победить.
Гуляя по вылизанному и ухоженному Петергофу, я восхищаюсь не позолотой фонтанов, а подвигом советских людей, спасавших (нередко — ценой собственной жизни) царские драгоценности во время войны — закапывавших статуи, прятавших от немцев картины. Даже погибая, советские люди верили и знали — их дело победит. Дело революции не будет предано. Ленинград устоит.
Теперь в этом городе нет проблем ни с роскошью, ни с блеском. Как впрочем, и с нищетой. На смену заводам, КБ и НИИ вновь, словно во времена Достоевского, пришли доходные дома и рюмочные. “В Питере — пить!” — вот истинный лозунг современной реакции, извивающейся в танцах на дорогих корпоративах ежегодного экономического форума. Вновь, потупив взгляд, заняла свое место на Невском Соня Мармеладова. Вновь бродят мимо Свидригайловы, Лебезятниковы, ковыляют старухи-процентщицы. А в каком-нибудь строительном магазине задумчиво разглядывает топор Родион Романович Раскольников.
— «Прости, народ православный, отпусти мне, в чем я согрубил перед тобою; прости, народ православный». При этих словах по данному знаку чиновника палачи бросились стаскивать с Пугачева белый бараний тулуп и раздирать рукава его шелкового малинового полукафтана. Пугачев был опрокинут навзничь, голова его была быстро отрублена и воткнута на металлическую спицу над колесом на столбе. Отрубание рук и ног было произведено уже у трупа.”
Так хитрая Екатерина, состоявшая в переписке с Вольтером, постаралась сократить страдания бунтовщика и спасти репутацию на либеральном Западе. И после смерти Пугачева страх перед бациллой революции больше чем на столетие останется в просторных залах Эрмитажа. Для недопущения революций и удержания черни в узде австрийская, прусская и русская монархии создадут Священный Союз. Но как обручи не удержат порох внутри бочки, так штыки и виселицы не в состоянии сдержать натиска истории.
На баррикадах Парижа молодые европейцы Маркс и Энгельс уже чувствуют, уже изучают, уже математически доказывают эту всесильную диалектику противоречий. Как времена года сменяют друг друга, как сменяют друг друга рождение и смерть, так неизбежно чередуются революция и реакция, пламень и лёд, прогресс и стагнация. Их не бывает друг без друга, они связаны неотменяемой логикой бытия. В зареве войн и восстаний 19-го века проступят очертания неотвратимых событий. С победой торговца и промышленника над средневековым феодалом новая формация — капитализм — оплодотворит одряхлевшую Европу, заставит её содрогаться от грохота паровых двигателей и жара мартеновских печей. Спустя полвека тяжелая беременность разрешится катастрофой Первой мировой войны.
Верден и Галиция, хлор и иприт, испанка и тиф. Всю мощь своего интеллекта, все свои разросшиеся, колоссальные производительные силы человечество бросит на... самоуничтожение. Капитализм отныне — империализм. Механизированное убийство во имя грабежа и наживы. Смерть впервые превратится в конвейер, проглатывающий самых слабых, самых беззащитных, самых бедных и бесправных.
— Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..
Напишет через год после начала войны молодой Маяковский. Но смерть не всесильна. И совсем скоро, в газетных судорогах зимы 1917-го года, неприметный русский политэмигрант с большой плешью, наблюдающий за войной из Цюриха, почувствует пульсацию новой жизни. Отринув швейцарский покой, он бросится в голодный, митингующий Петроград, увлечет за собой в водоворот событий тысячи таких же отчаянных, разбуженных Герценом, закаленных борьбой, ссылками и каторгой. Не засланных кайзеровским Генштабом инородцев, а кипящую народную лаву, столетиями копившую жар негодования и гнева. В самом начале войны Ленин пишет работу “О национальной гордости великороссов”:
— Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика. Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое и свое рабское настоящее, когда те же помещики, споспешествуемые капиталистами, ведут нас на войну. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство, такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.
Да, когда разъяренный, нищий, оборванный человек ворвется в Зимний Дворец, сперва он устроит погром в царском будуаре. Но тот же самый человек превратит эти залы в бесплатный Государственный музей, доступный каждому ребенку. Об этом уже 30 октября 1917-го года объявит нарком просвещения Луначарский. Через два года, в разгар гражданской войны, большевики откроют в Эрмитаже первые выставки об истории древнего Египта. Накопленная в народе вековая жажда знаний, развития, лучшей жизни — вот что обеспечило триумф русской Революции. Из гнилой и кровавой дыры, из бездны бесправия и гнета коммунисты поманили людей в будущее, к свету, к творчеству и созиданию. И народ поверил. И народ поднялся. Встал и пошел.
В тифозном бреду зимы 18-го года человек мог различить Чкалова и Водопьянова, Челюскина и Мухину, Островского и Гайдара, Мичурина и Гагарина. Вот что позволило Революции отразить натиск интервентских армий. Вот что позволило ей победить.
Гуляя по вылизанному и ухоженному Петергофу, я восхищаюсь не позолотой фонтанов, а подвигом советских людей, спасавших (нередко — ценой собственной жизни) царские драгоценности во время войны — закапывавших статуи, прятавших от немцев картины. Даже погибая, советские люди верили и знали — их дело победит. Дело революции не будет предано. Ленинград устоит.
Теперь в этом городе нет проблем ни с роскошью, ни с блеском. Как впрочем, и с нищетой. На смену заводам, КБ и НИИ вновь, словно во времена Достоевского, пришли доходные дома и рюмочные. “В Питере — пить!” — вот истинный лозунг современной реакции, извивающейся в танцах на дорогих корпоративах ежегодного экономического форума. Вновь, потупив взгляд, заняла свое место на Невском Соня Мармеладова. Вновь бродят мимо Свидригайловы, Лебезятниковы, ковыляют старухи-процентщицы. А в каком-нибудь строительном магазине задумчиво разглядывает топор Родион Романович Раскольников.
Источник:
Еще крутые истории!
- Ситуации, в которых люди почувствовали себя неловко из-за собственной невнимательности
- Что бывает, если пить радий на протяжении трёх лет
- "Очнулась, когда уже отдавала свою золотую цепочку": пользователи рассказали, как попались на развод цыганок
- Истории знакомств, которые привели к долгим и серьёзным отношениям
- Нелепые причины, по которым людям отказали в работе
Новости партнёров
реклама
Император Николай –I, указом от 12 апреля 1826 года, повелел митрополиту Серафиму запретить «Русское библейское общество», которое занималось переводом Библии на русский язык. Заметьте, что это произошло сразу после восстания декабристов в декабре 1825 года. Оказалось, что это «Библейское общество» было связано с английским масонством. Декабристы тоже были масонами на подкормке у Англии.
Теперь о более ранних исторических корнях преемственности разрушения нашей страны от англичан. Французская и американская революции в 1775 году были отрепетированы на русской крови «казаком» Емельяном Пугачёвым, получившим посвящение в масонской ложе Великий Восток Франции в период семилетней войны против Фридриха -II и закрепленном его сношениями с польскими масонами. Задуманному западными масонами, поголовное уничтожение ДУМАЮЩЕЙ национальной элиты русского общества руками Пугачёва, на заключительном этапе положил А.В. Суворов.
Слова сегодняшних дней сказанные Р.Хасбулатовым член-кор РАН, завкафедрой Мировой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова, экс-председателем ВС РФ, от 19 февраля 2013, в одном из его интервью «У нас ничтожеств делают государственными деятелями. Умные англичане давно придумали и заложили нам принцип негативного отбора в начальники. Вот это и есть разумная колониальная политика. Всё, что они украдут, потом окажется в Англии.»
Но бесовщина имеет таки место быть, и Достоевский снова актуален. Но актуален и Че Гевара. Если бесы - зло, это не значит что текущая власть - добро. Выбор между жабой и гадюкой. Погано, в общем.
Я конечно давно там не был, но помню, что на заборе ничего не написано. На стенах храма есть гранитные доски с описанием достижений России во время правления Александра II.
----------------------------------
Очень четко подмечена суть Питера.
Все вернулось к лету 1914 года.
Колыбель трёх революций, в которой ни разу не меняли пелёнки ©
Конецкий.
С утра такое беснование питерских было, они даже на меня модератору жаловались!
Я никогда не скрывал, что не люблю Питер. А уж нынешняя фишка тупиц лепить ему какое-то революцЬонное подвижничество вообще веселит. Обычное сытое болото потребительское. При чём тут кожанки, пыльные шлемы и товарищ Маузер?
Я никогда не скрывал, что не люблю Питер
-----------------------
Ну я не настолько тебя тщательно читаю.
Мне казалось ты из питерских
1 Слово «батальон» пишется через букву о.
2 Слово олигархи пишется с маленькой буквы, ибо не является именем существительным собственным.
З Для обозначения принадлежности к 3-му лицу во множественном числе правильно употреблять местоимение «их».
4 В письменной речи необходимо правильно использовать знаки препинания. В данном случае запятые, о существовании которых вы не имеете представления.
Вместо написания глупых комментариев займитесь изучением орфографии и пунктуации используемого языка
Верить в несправедливость добра
(с) ДДТ
И это два пальца в глаза...
Минусят долбоё*бы. Романтика кровавых бардаков и комиссаров в пыльных шлемах возвращается.
вот прям удивительная какая-то избирательность.
Действительно странно - власть облизывают обычно бесталанные ремесленники в ожидании подачек.
2 Использование обсценной лексики и терминов, не имеющих отношения к предмету дискуссии, авторитета тебе добавляют и не делают твоим утверждения истинными.
3 Понятия «мещанство» и «реакционность» не являются взаимоисключающими, а наоборот пересекаются.
4 Будучи носителем мелкобуржуазного сознания конформистом, на данный момент, являешься ты. Демонстрация оного перед оппонентами, имеющих иные убеждения, не делает тебя нонконформистом.
Твоя натужная демонстрация осколков интеллекта мне лично не интересна.
До свидания, привет карбонариям.
Не льсти себе, деточка, твои ворованные тексты, которые ты горделиво называешь 'мои посты', мне нахер не нужны. Не интересны (за редчайшим исключением, возможно).
Ничьим творчеством я не восхищаюсь, т.к. объекта восхищения не вижу, а то, что отзываюсь позитивно о чьей-то песенной поэзии - то это дело вкуса. А свой выперд о маразме адресуй местным 45-50 летним болванам, срущим в комментах 'Цой жЫв!' и прочую сладенькую херню про своего невнятного кумира.
Деньги на революцию насосешь, не маленький.
по-моему, оно вполне ровное - ты элементарно неинтересен. А как насосать - этому поучись у местных пригожинских давалок типа Дмитрия, Абраменко и прочих Конфиденциалов. Вы, опарыши революцЬонные, насекомые забавные, но я не энтомолог, к счастью. Наблюдать вас в привычной вам среде нет никакого желания.
Это шедеврально)
Наличие не компенсирует отсутствия...Да ты, бл*дь, генератор афоризмов!
И, кстати - "мизАнтропия".
Прощай, надеюсь, больше удовольствия с тобой общаться ты не доставишь.